Они оба использовали Казахстан в своих произведениях. Про Бората вы и так в курсе. А вот Пауле Коэльо (это знаменитый писатель, автор Алхимика) написал книгу про қазақов и даже побывал в нашей стране, после прочтения книги Имангали Тасмагамбетова «Кентавры великой степи». Пауло так вдохновился нашей историей, бытом и традициями, что это сильно повлияло на его творчество.
⠀
После Тасмагамбетов написал письмо Коэльо и пригласил посетить Казахстан, а так же рассказал в письме про трагедию Аральского моря, ядерные взрывы на Семипалатинском полигоне. Факты из письма Имангали Тасмагамбетова, переосмысленные бразильцем, займут в «Заире» особое место.
⠀
Его восхитило кочевническое мировоззрение. Он слушал, как поют песни наши ажелер, и ловил шашу, которым его осыпали, и внимательно расспрашивал всех про старинную игру қыз-қуу. Ветер гонял по степи песок, все расстраивались из-за непогоды, а он, закутавшись в легкую кошму, радовался: «Мне нравится!» Все улыбались его детскому восторгу, но никто и представить себе не мог, что Пауло Коэльо вплетет все эти эмоции в свою в книгу.
⠀
Роман «Заир» был переведён на 42 языка в 83 странах совокупным тиражом в 8 миллионов экземпляров. А когда книга напечаталась, журналы Бразилии вовсю публиковали карту Казахстана и восторженно писали о ранее неизвестной многим стране.
⠀
Так благодаря Пауло Коэльо весь мир узнал о философии Великой Степи и про чудовищные преступления советской власти против қазақского народа. В романе главный герой қазақ рассказал о том, как люди уничтожали Аральское море и как сотрясали нашу землю 456 ядерных взрывов и про страшнейший голодомор устроеным қазақам большевиками.
Отрывок про Арал из книги Заир: «– Я живу на свете двадцать пять лет, и уже на моей памяти воды, существовавшие на протяжении тысячелетий, превратились в пыль. Наши коммунистические правители решили изменить течение рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, чтобы они орошали хлопковые поля. Цели своей они не достигли, но было уже слишком поздно – море исчезло, а возделанная земля стала пустыней. Отсутствие воды привело к изменению климата. Мощнейшие пыльные бури ежегодно приносят 150 тысяч тонн соли и песка. Пятьдесят миллионов человек в пяти странах пострадали от этого безответственного и необратимого решения советских бюрократов. Оставшаяся вода загрязнена и стала источником всякого рода болезней»
Коэльо писал о Казахстане, после издания этой книги:
"Я прочитал книги о Казахстане, среди них была "Кентавры Великой Степи" Имангали Тасмагамбетова. Книги действительно произвели на меня огромное впечатление. Я стал искать в Интернете все, что касалось Казахстана. И чем дольше я вел эти поиски, тем сильнее влюблялся в казахскую культуру. Одновременно я начал писать книгу "3ахир". По волшебству вдохновения одним из главных героев стал казах. С этого момента ландшафты Казахстана и "3ахир" переплелись, а главная сюжетная линия указала на дорогу в направлении степей.
Но знания, приобретенные лишь за счет чтения, недостаточны. Для такого писателя, как я, необходимо получить собственное представление о месте действия. Будучи там, я знал, что иду по верному пути, и я знал также, что мой долг - поделиться со своими читателями во всем мире тем, что увидел и испытал".
Отрывок про ядерный полигон из книги Заир: – А насчет ядерных взрывов – это правда? – допытывался мой издатель.
– Думаю, что все, кто родился в моей стране, знают, что пережила их земля – она вся в крови. Сорок лет подряд наши степи сотрясались от взрывов атомных и водородных бомб, а прекратились испытания лишь в 1989 году, и к этому времени было взорвано 456 зарядов. Из них 116 – в атмосфере, и совокупная сила этих зарядов в две с половиной тысячи раз превосходит мощность бомбы, сброшенной на японский город Хиросиму во время Второй мировой войны. В результате многие тысячи людей пострадали от радиоактивного заражения и таких его последствий, как рак легких, а многие тысячи детей родились умственно или физически неполноценными – проще говоря, уродами.»
«- Нет. Я родился в степях Казахстана.
Казахстан! Кто осмелится спросить, где это?
– А где это – Казахстан? – осведомляется кто-то из присутствующих. Блаженны не боящиеся показать свое незнание.
– Я ждал этого вопроса, – в глазах Михаила мелькнуло подобие улыбки. – Через десять минут после того, как я назову свою родину, со мной заговаривают о Пакистане, об Афганистане… Моя страна находится в Центральной Азии. В ней всего 14 миллионов жителей, а площадь во много раз превосходит Францию с ее 60 миллионами.
– Иными словами, там никто не жалуется на скученность, – со смехом замечает мой издатель.
– В течение всего двадцатого столетия там вообще никто не имел права жаловаться ни на что. Во-первых, когда коммунисты отменили частную собственность, все поголовье скота оказалось брошено в степях, и 48,6% жителей погибли от голода. Представляете? В 1932–1933 годах почти половина населения вымерла.
За столом повисает молчание. Поскольку трагедии омрачают атмосферу нашего празднества, кто-то из присутствующих пробует заговорить о другом»
Источник: unknownkazak